Знакомые детали советского прошлого в замечательном фильме «Старший сын»: их узнают все, кто жил в СССР

Фильм «Старший сын» вышел на экраны в далеком 1976 году. В это время я уже учился в школе, и реакцию зрителей на новую картину могу описать довольно подробно.

Фильм называли искренним и настоящим, до финальной сцены сочувствовали героям. А сейчас я думаю, что лента стала своеобразной энциклопедией советской жизни.

Кадр из фильма «Старший сын», режиссёр Виталий Мельников, 1975 год.

За кухонным столом, покрытым обязательной клетчатой клеенкой, обычно усаживалась вся семья. Чайник классической формы имелся в каждом доме, а для заварки служил фарфоровый чайник, иногда переходивший из поколения в поколение.

Сервировку дополняли сахарница и стаканы в натертых до блеска подстаканниках.

Кадр из фильма «Старший сын», режиссёр Виталий Мельников, 1975 год.

Небольшие городки, в которые не заглядывали иностранные туристы, обычно не отличались шикарным ландшафтом. Во дворах я постоянно замечал обшарпанную штукатурку, а входные двери из досок иногда даже не были покрашены.

Создатели фильма довольно верно воспроизвели эту атмосферу — интеллигентное семейство Сарафановых не могло похвалиться особым достатком. Например, лампочки на крыльце и в прихожей обходились без плафона, а проводка звонка шла прямо по стене.

Кадр из фильма «Старший сын», режиссёр Виталий Мельников, 1975 год.

Комнату, которую Сарафановы отвели для неожиданных гостей, тоже можно назвать вполне обычной. На стенах — бумажные обои, видавший виды полированный стол и коврик рядом с диваном.

Сейчас я не знаю, как объяснить эту советскую моду, но коврик с рисунком был обязательным атрибутом уютного дома. Если его не было, на стену прикрепляли покрывало.

Кадр из фильма «Старший сын», режиссёр Виталий Мельников, 1975 год.

Почти в каждой советской квартире был телевизор, в большинстве случаев отечественный, к примеру, Темп или Рубин. Скромный кларнетист явно не мог позволить себе купить дорогую марку, поэтому вряд ли к Сарафановым заходили соседи, когда кино было цветным.

Кадр из фильма «Старший сын», режиссёр Виталий Мельников, 1975 год.

Эмоциональная сцена разговора между Сильвой и Бусыгиным происходит на кухне, стены которой окрашены масляной краской «светлый верх-темный низ». Стандартный набор лопаточек и ложек для готовки был почти в каждом доме, как и обычная сушилка для посуды.

Когда мы смотрели кино всей семьей, дети спросили, где микроволновка и посудомоечная машина. Думаю, в те времена даже не все знали, что это вообще такое.

Кадр из фильма «Старший сын», режиссёр Виталий Мельников, 1975 год.

Интересны и кадры, где Нина, разговаривая с «братом», моет посуду. Теплой воды в доме, скорее всего, не было, поэтому девушка, чтобы ополоснуть чашки, сначала налила в небольшой таз воду из чайника.

Вместо «Фэйри» использовали соду, а иногда и хозяйственное мыло. В общем, люди справлялись, хотя нынешнее поколение, скорее всего, сочло бы такую ситуацию экстремальной.

Кадр из фильма «Старший сын», режиссёр Виталий Мельников, 1975 год.

Советские граждане просто обожали светильники-бра и хрустальные вазочки для фруктов. Их приобретали, как только появлялась возможность.

К слову сказать, импортная люстра могла стоить несколько зарплат школьного учителя. Я точно могу сказать, что большинство людей в семидесятые годы жили небогато, и все-таки такие аксессуары находили своего покупателя.

Кадр из фильма «Старший сын», режиссёр Виталий Мельников, 1975 год.

Кадры со съемок запечатлели двор, где, по сценарию, обитает гостеприимная семья — по моему мнению, типичный для советских времен.

Детская площадка с покосившимся «грибком» и качелями, обшарпанные стены и слой неубранных листьев тогда почти никого не смущали. Впрочем, на работе мы иногда обсуждали, что партийная элита или, например, начальники торговых баз живут несколько иначе.

Пожалуйста, напишите в комментариях, почему, по-вашему, советская промышленность не могла выпускать стильные и современные товары, и импортная продукция всегда была в дефиците.