Звено летчиков увидело в небе 55 немецких истребителей. Двое сбежали, что стало с тем, который вступил в бой?

Несмотря на то, что американская «пропаганда» часто преувеличивает подвиги своих героев, среди солдат и офицеров армии США есть действительно достойные и смелые люди. Среди таких можно выделить Робина Олдса. Культового летчика ВВС США, участника Второй Мировой войны и войны во Вьетнаме.

Робин был своенравным летчиком. С легкостью высказывал свое недоверие к решением командования. Оспаривал концепцию о том, что авиация изжила себя и будущее за ракетами. Ну а в знак протеста против некоторых решений во Вьетнаме, Олдс отрастил себе «неуставные усы», которые его все равно заставили сбрить в США.

Первый свой полет Олдс совершил в 8 лет. Правда за штурвалом сидел его отец, а сам Робин располагался на заднем сидении. Уже в 12 лет Робин решил, что станет военным летчиком. Поэтому после школы он пошел не в колледж, а в Подготовительную школу Милларда которая готовила юношей к поступлению в военную академию Вест-Поинт.

Когда Германия напала на Польшу, то Олдс хотел вступить в ряды Королевских ВВС Канады, но отец отказался давать на это свое разрешение. Без этого разрешения призывные документы просто отказались принимать. В результате после подготовки в школе Милларда, Олдс был зачислен кадетом в Вест-Поинт.


Робин Олдс в 1946 году, журнал Life

Когда Япония напала на Перл-Харбор, то Олдса отправили на подготовку в Спартанский колледж аэронавтики для летной подготовки. Он закончил его в 1942 году и вернулся Вест-Поинт в надежде скорее завершить обучение и вступить в действующую армию.

В Вест-Поинте проявилось и пристрастие Олдса к выпивке. Как-то он был пойман старшим офицером за распитием запрещенных напитков. Олдс получил взыскание и был понижен с капитана-кадета до рядового кадета. Сам Олдс позже писал, что он был вторым кадетом в истории академии, который заслужил эту «сомнительную честь».

Впрочем это не мешало ему успешно играть в американский футбол. Благодаря его игре команда Вест-Пойнт вышла на первенство США. Олдс получил звание «Игрок года», а в 1985 году он был включён в Зал славы футбола в колледжах.

Досрочно завершив обучение в Вест-Поинте в 1943 году Олдс, пройдя летную подготовку, был отправлен в 434-ю эскадрилью 479-й истребительной группы. 14 августа он сбил свой первый немецкий самолет Фокке-Вульф FW-190. А через полторы недели состоялся его самый сложный бой во Второй мировой войне.


«Мустанг» Робина Олдса, «SCAT VII» (P-51D-25-NA 44-44729), сопровождает тяжелый бомбардировщик B-17 Flying Fortress

Во время выполнения одного из полетных заданий на самолете P-38 над Висмаром 24 августа, его звено натолкнулось на 55 немецких самолетов Мессершмитт Bf 109. возле Виттенберге. Двое летчиков из звена Олдса повернули на базу. Сам же Олдс со своим ведомым повернул влево в сторону немцев.

Полет проходил на высоте 8,5 километров. Немцы не заметили самолет Олдса. Тот набрал высоту и летел позади немцев около десяти минут. Затем они со своим ведомым сбросили топливные баки и ринулись на численно превосходящего врага сверху, поливая его свинцом.

В горячке Олдс забыл переключиться на внутренние топливные баки и оба двигателя его самолета заглохли. Однако он умудрился поразить первую цель, повредив двигатель и фюзеляж одного из Мессершмиттов. Запустив двигатели Олдс вновь поднял самолет на нужную высоту а затем снова вступил в бой:

Я пошел в бой, и сбил еще одного, BE (Его ведомый) сбил двух других одним заходом. Затем я посмотрел вниз и увидел североамериканский P-51 Mustang, откуда он взялся я без понятия. (Документальный сериал «Воздушные бои» Сезон 1 Эпизод 2)

Лейтенант Робин Олдс у самолета Lockheed P-38J-15-LO

За «Мустангом» летело сразу два Мессершмитта. Олдс решил помочь и резко «нырнул» вниз. Он успел дать одну неточную очередь. Но резкая перегрузка привела к эффекту «сжимаемости». От избыточной нагрузки вылетело стекло кабины фонаря. Ему кое-как удалось вернуть контроль над самолетом. Он выровнял его прямо над пшеничным полем.

Самолет Олдса был поврежден. Он решил, что пора возвращаться. Но один из немецких пилотов заметил его и «сел на хвост»:

Я восстановил контроль над самолетом и вырулил над пшеничным полем. Я снизился, чтобы быть узнанным, но заметил, что выше на семь часов на меня, летит Me 109. Я подался влево, насколько мог мой самолет, и «Джерри» (прозвище немцев, которые дали им солдаты Союзников) промахнулся. Я выровнял самолет и дал по нему очередь. Он круто повернул влево, и я выстрелил еще. Он пролетел прямо надо мной, а я выполнил переворот Иммельманна. Когда я поднялся наверх, то увидел, как пилот выпрыгивает.(Fairfield, Terry A. (2004), The 479th Fighter Group in World War II: in Action over Europe with the P-38 and P-51, Schiffer Military History)

Майор Робин Олдс со «SCAT VI» P-51K-5-NT Мустанг, 44-11746

Таким образом Олдс довел счет своих побед в том бою до трех. Несмотря на 27 кратное преимущество по численности врага, он сумел вернуться на базу на своем поврежденном P-38. Первоначально Олдса признали лучшим пилотом P-38 на Европейском театре военных действий. Всего на этом самолете он претендовал на восемь воздушных побед. Пять из них подтверждены Агентством исторических исследований ВВС.

Вскоре Олдса пересадили на более современный P-51 Mustang, которому он дал название «Скат VI». 6 октября 1944 года во время боя под Берлином он сбил на этом самолете Fw 190, совершив свою шестую победу. После двухмесячного отпуска, 9 февраля 1945 года он получил звание майора, которое в тот же день отметил еще одним сбитым Мессершмиттом Bf 109.

Через три дня он сбил еще три немецких самолета. Два Bf 109 и один Fw 190. Хотя один из них засчитали, как «вероятный». Последнюю воздушную победу он одержал 7 апреля 1945 года, когда сопровождал бомбардировщики B-24. Немцы предприняли попытку атаковать самолеты и Олдс в воздушном бою, преследуя один из Bf 109. сбил его.


Робин Олдс у своего самолета

Но помимо воздушных побед у него были и наземные. Олдс успешно атаковал немецкие аэродромы. Стоящие на земле немецкие истребители казались легкой целью. Но это было далеко не так. В одном из таких налетов Олдс уничтожил шесть немецких самолетов. Но сам был подбит. При этом спас самолет и был единственным, кто вернулся с задания:

В меня попала зенитная артиллерия, когда я выходил из пикирования над аэродромом под названием Тарневиц на Балтике. В тот апрельский день пять Р-51 пролетели над аэродромом. Я был единственным, кто вернулся домой…(Fairfield 2004, p. 399.)

Самолет Олдса уже не летел, а падал. Скорость снизилась до 282 км/ч. Правый закрылок был оторван и в том же крыле было пробито две большие дыры. Робин все же не пожелал катапультироваться:

…это казалось логичным (покинуть самолет), но здесь сантименты встали на пути у разума. На этом самом самолете («Скат VI») я прошел через многое, и будь я проклят, если бы оставил его… почему я с «птицей» пережил крен, подпрыгивания и тряску по всему полю, я думаю, что уже никогда не узнаю (Fairfield 2004, p. 399.)

За время войны Олдс уничтожил 12 немецких самолетов в воздухе и 11 на земле. Когда война закончилась, то он, буквально «не находил себе места». Он служил в 412-й истребительной группе в Калифорнии, потом был переведен 71-ю истребительную эскадрилью из-за которой пропустил войну в Корее. Хотя подавал многочисленные рапорты.


Молодой Робин Олдс на церемонии награждения

Дрязги и недопонимание с командованием пробудили в нем желание уйти в отставку. Не делать этого его уговорил генерал Фредрик Смит. В результате Олдс долгое время занимал скучные для него штабные должности, пока в 1963 не перевели в Великобританию в 81-ое тактическое истребительное крыло.

Здесь то он и «оторвался по полной», самовольно организовав группу высшего пилотажа, которая выступила с показательным выступлением на день открытых дверей ВВС на базе в Бентуотерс. За это начальник Третьей воздушной армии собирался отдать его под трибунал. Но командующий ВВС США в Европе генерал Габриэль Дисосвей ограничился отстранением Олдса от командования 81-го крыла, отправил его в США и отменил награждение орденом «Легион Почета».